Назад к списку

В гостях у Государственного казённого общеобразовательного учреждения Владимирской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида г. Владимира для слепых и слабовидящих детей» (Январь 2019)

21 января 2019 года, по приглашению директора Государственного казённого общеобразовательного учреждения Владимирской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида г. Владимира для слепых и слабовидящих детей» Бородулина Владимира Александровича мы побывали в гостях в этом старейшем в России школьном Доме, познакомились с удивительной историей его становления и жизни, который учрежден ведомством Попечительства Императрицы Марии Александровны аж 23 апреля 1895 г., на 10 человек. А инициатором его учреждения во Владимирской губернии был управляющий владимирской казённой палаты, и уполномоченный Всероссийского попечительства стал Николай Львович Мордвинов. 


В задачу его входило призрение, воспитание, обучение слепых детей и подготовка их к самостоятельной деятельности; помещение в заведения, в которых они могли бы изучить доступные для них ремёсла; а также попечение о взрослых слепых, неспособных к труду.Училище для слепых детей было открыто 14 ноября 1895 г., в день рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Открыт приют для слепых детей был в наёмной квартире на Студёной горе. А 29 октября 1900 г. Училище переехало во вновь построенное здание из красного кирпича в два этажа в Стрелецкой слободе на пожертвованные средства (дом № 42 на ул. Стрелецкой) со школой и домовой церковью Пантелеимона. Дом для слепых девочек и женщин выстроен на средства А.Л.Лосева. Им было внесено 5000 рублей на покупку места под училище, 24000 рублей на постройку церкви училища, 8000 рублей на приют слепых женщин. При строительстве было оговорено условие, что одно из помещений будет приспособлено под богадельню для призрения слепых женщин. Весь ремонт в училище проводился материалами, присылаемыми Александром Лукичом. Воспитанников приюта учили читать специальными шрифтами для слепых, в частности рельефно-точечным шрифтом Брайля. Создателем его был французский педагог Луи Брайль. О том, как обучали чтению, одна из сотрудниц попечительства Зинаида Александровна Лерх писала: «...первоначальное знакомство с буквами даётся на кубиках, в которые учительница втыкает головки от гвоздиков, а затем от булавок. Вероятно, в Петербургском и Московском попечительствах для этого существуют более изящные приспособления, у нас же с успехом довольствуются доморощенными пособиями». В приюте практиковались фребелевские занятия. Методика их была разработана немецким педагогом Фридрихом Фребелем с целью развития у детей пространственных представлений, восприятия формы, величины отдельных предметов. Особое значение Фребель придавал занятиям-играм. Его методика получила широкое распространение в разных странах, в том числе и в России. Под руководством учительницы в приюте дети занимались вышиванием, плетением по клеёнчатой сетке, лепкой и т.д. Учительница получала жалованье. Местные врачи бесплатно оказывали детям медицинскую помощь. В 1903 г. на средства Лосева оборудована кухня, благоустроен двор, перед зданием училища посажены кусты сирени и акации, куплены кровати, одеяла, одежда, учебные пособия. Причем сумма всех затрат осталась неизвестной, так как деньги платились лично А.Л. Лосевым. "За особые труды по должности члена Учетно-ссудного Комитета московской конторы" 1 января 1903 года Лосев пожалован очередным орденом - Св. Владимира 4-й степени.В 1904 г. благодаря Александру Лукичу училище слепых снабжено материалом для корзинной мастерской, приобретено 11 музыкальных инструментов для духового оркестра, устроена площадка для детских игр и на ней кегельбан, перестроена баня, произведен внутренний ремонт. В 1905 г. за счет А.Л. Лосева выстроен новый двухэтажный каменный дом для слепых девочек и женщин на 40 человек, произведен капитальный внутренний ремонт в училищном здании, устроена и отделана квартира для заведующего училищем, закуплены лекарства, внесено 5000 рублей на пять стипендий в училище и богадельне.Личные пожертвования Александра Лукича позволили «скрасить жизнь и быт обездоленных инвалидов». В октябре 1905 г. в училище находилось без всякой платы за воспитание и обучение 20 мальчиков и 6 девочек, а в богадельне призревалось шесть слепых женщин.3 апреля 1906 г. император Николай II утвердил ходатайство владимирской городской Думы о присвоении А.Л. Лосеву звания почетного гражданина г.Владимира “в виду весьма важнейших заслуг в деле устройства и содержания в г. Владимире училища слепых и богадельни”.В 1909 г. газета «Старый владимирец» сообщала: «На днях известный благотворитель А.Л. Лосев купил в Стрелецкой слободе усадьбу с домом, предназначенные обслуживать нужды слепых». В следующем, 1910 г., газета «Старый владимирец» писала: «С текущей осени при училище решено открыть ткацкую мастерскую. Средства на оборудование мастерской отпускает попечитель училища г. Лосев». К 1911 г. затраты Лосева на училище и богадельню слепых составили 137 262 рубля.В мае 1917 г. Лосев жертвовал на училище и богадельню 310000 рублей в качестве «неприкосновенного капитала учреждения и 14000 рублей на покрытие текущих расходов, вызванных современной дороговизной». В 1918 году училище преобразовано в специальную начальную школу с государственным содержанием. В советское время и по настоящий момент сооружение сохранило свой функциональный профиль, хотя церковь давно не действует.Школа интернат и сейчас живет восхитительной учебной жизнью. Уютные классы, прекрасная библиотека, музыкальные кабинеты, столовая, творческие и спортивные классы, прекрасный и знающий преподавательский состав школы, который с огромной любовью и заботой относится к своим подопечным. Школа интернат находится в постоянном развитии, приобретается спортивный инвентарь, пополняется новыми учебными и творческими изданиями библиотека, закупается школьная мебель, материалы для творчества, приобретается музыкальная аппаратура, оборудуются классы новыми интерактивными досками и многое другое. А самое главное дети-учащиеся, которые ощущают тепло и заботу педагогов и отдают им назад столько позитива, несмотря на свое, казалось бы, не лучшее состояние по здоровью, что хочется от этой доброты стать невесомей и заряжаться от них радостью. Дети спели со своим учителем нам колядки, показали свои художественные поделки- керамическую посуду и игрушки, картины, сшитые игрушки, поделились своими планами на взрослую жизнь и подарили нам,сделанные своими руками глиняные поделки-свистульки. Расставались мы неохотно, но прекрасно понимали, что скоро вновь встретимся и будем дальше развиваться, и открывать новые горизонты в разных плоскостях нашей жизни. До новых встреч ребята!